Интернет приемная
Всего вопросов: 11
Всего ответов: 3
Медиатор месяца
Майрам Казыбековна Тилебалиева
Медиатор в семейной и корпоративной сферах. Имеет большой опыт консультирования семейных пар.

Школьники разрешают конфликт

МЕДИАЦИЯ РОВЕСНИКОВ В ШКОЛАХ ШКОЛЬНИКИ РАЗРЕШАЮТ КОНФЛИКТ

Эта книга поможет вам подойти к конфликту между школьниками таким образом, чтобы извлечь из него возможности позитивного роста, обрести новые знания. Медиация ровесников - один из самых эффективных методов обучения навыкам разрешения конфликтов - это программа, в которой прошедшие тренинг школьники-медиаторы помогают ровесникам в решении их межличностных конфликтов. Книга "Школьники разрешают конфликт" представляет собой подробный справочник по планированию, реализации, и работе программы медиации ровесников.

  • обширное введение в теорию разрешения конфликтов и медиацию ровесников
  • руководство, дающее пошаговые инструкции, помогающие создать группу медиации ровесников
  • готовый справочник для тех, кто уже сейчас работает в программах медиации

    ровесников.

ОБ АВТОРЕ

Ричард Коэн - один из тех, кто в 1984 году основал Ассоциацию Школьной Медиации, ставящей своей целью использование медиации и альтернативных методов разрешения конфликтов в школах. Он работал в сотнях школ как в США, так и за их пределами. Работе господина Коэна и Ассоциации Школьной Медиации уделяется большое внимание в журналах, газетах, литературе по вопросам образования, публикуемых по всей стране.

ПРЕДИСЛОВИЕ

Каким будет наше общее будущее? Очень во многом это зависит от того, как мы разрешаем свои конфликты. Любой, кто знаком с недавней историей, знает, сколь ужасным во время конфликтов может быть отношение друг к другу даже у самых "цивилизованных" народов. А в наши дни люди, относящиеся к разным культурам, этносам, расам, вероисповеданиям - люди с разными взглядами и ценностями - взаимодействуют чаще, затрагивая при этом предметы все более и более важные. С окончанием холодной войны миру явилась дотоле скрытая ужасная ненависть. Рост народонаселения вызвал резкое ухудшение экологической обстановки, конкуренция за обладание ограниченными ресурсами принимает все более ожесточенный характер. Эти и другие факторы привели к конфликтам столь комплексным и со столь далеко идущими последствиями, что это недоступно нашему представлению.

Наши дети унаследуют все эти перемены. И нет гарантии, что, столкнувшись с этими переменами - и вступив в противостояние друг с другом - они смогут повести себя так, чтобы в выигрыше оказались все заинтересованные стороны. Как им помочь? Один из лучших способов - обучить их навыкам разрешения конфликтов.

В начале восьмидесятых годов я присоединился к горстке тех, кто начал обучать школьников медиировать межличностные конфликты их ровесников. Представляя собой, бесспорно, самый эффективный подход к обучению школьников разрешению конфликтов, медиация ровесников передает ответственность за разрешение конфликтов в руки самих учащихся. После прохождения интенсивного тренинга, школьники-медиаторы проводят встречи с ровесниками, состоящими в конфликте, и помогают им совместно разрешить их спор к удовлетворению всех заинтересованных сторон. Как мы увидим далее, программы медиации ровесников обеспечивают многие преимущества, включая снижение уровня межличностного насилия, улучшение школьного климата, значительное уменьшение числа отстранений от занятий в качестве наказания, 90% уровень соглашений на сессиях медиации, рост чувства собственного достоинства и уважения учащихся (Лэм, 1989).

Поначалу моя работа заключалась в создании упражнений и программ, ставящих своей целью комплексное обучение ребят процессу медиации. Но вскоре стало ясно, что развитие методологии обучения медиации - это только часть задачи. Представляется столь же важным и трудным убедить преподавателей в эффективности этой идеи, и особенно - в необходимости создания на базе школ процветающих программ медиации ровесников. Эту книгу я написал, чтобы помочь вам выполнить эти задачи.

ГЛАВА 1

КОНФЛИКТЫ И ИХ РАЗРЕШЕНИЕ

ПОНИМАНИЕ КОНФЛИКТА

Вот что мне нравится в медиации: до сессии медиации школьники ходят обозленные, а, побывав на сессии, кажется, их глаза наполняются счастьем - они рады своему выбору, они узнали, что конфликты можно разрешать миром.

Медиатор-учащийся средних классов

Когда последний раз Вы становились участником конфликта, не имеет значения, с кем, - с другом, с женой (мужем) или партнером, коллегой, школьником, соседом? А, может, это был конфликт с самим собой? Если Вы - такой же человек, как и все, скорее всего, Вы ответите "сегодня утром" или "вчера".

Конфликт - естественная и неотъемлемая часть жизни, закономерный исход взаимоотношений между людьми, большинство из которых - личности вполне благонамеренные. Со своего рождения и до последних дней, человек постоянно вовлечен в конфликты. Нам нет еще и года, - мы плачем, - нас не накормили вовремя; вот мы уже делаем первые шаги - мы спорим, - мы с кем-то не поделили мячик; став подростками, мы отстаиваем свои права, - нам хочется приходить домой к полуночи. Потом причин для конфликта становится больше, их трудно даже перечислить: работа, свои дети, деньги, религия, ценности, политика, карьера, обязанности, - и так до бесконечности. Мы конфликтуем из-за ерунды (закончилась зубная паста) и по самым актуальным вопросам (международные конфликты, СПИД, расовые проблемы). Нет такого аспекта в нашей жизни, который бы обошли стороной конфликты.

Конфликт - это не только естественная часть нашей жизни, но и необходимая ее часть. Течение жизни - следствие противоборства сил. И силы эти, несмотря на всю глубину различий между ними, - политология, биология, физика и религия - рассматривают конфликт как средство потенциальных изменений и роста. Демократия, интимные отношения, электричество, плодородие и изобилие, гравитация - все они, хотя бы отчасти, своим зарождением и возникновением обязаны конфликтам.

Особенно существенна роль конфликтов в развитии психологии человека. Конфликты формируют наш характер, нашу культуру, наш мир. Они могут сделать нас сильнее и мудрее. Они могут научить нас лучшим способам решения наших проблем, познать свои новые качества, сделать нас ближе тем, кто нам дороги, указать на наше место в этом мире. Одна из главных целей всей работы по разрешению конфликтов - помочь людям использовать этот положительный потенциал конфликтов.

Но конфликты не всегда позитивны. Спросите любую группу североамериканцев, с чем у них ассоциируется слово "конфликт", и ассоциации эти будут не самые приятные: драка, горе, смерть, насилие, боль, развод, ярость, банды. На эмоциональном уровне, в результате конфликтов у людей возникает чувство ярости или депрессии, им кажется, что они никому не нужны. В результате конфликтов люди прибегают к оружию, или вынуждены жить в ненормальных условиях, напоминающих боевые действия. Конечно, конфликт может иметь как конструктивные, так и деструктивные последствия.

Согласно наиболее общему определению, конфликт - это борьба между двумя или более оппозиционными силами. По существу, конфликты не ограничиваются рамками людских отношений. Животные, массы земли, и даже идеи, - все они, можно сказать, находятся в конфликте. Конфликты, свойственные людям, можно разделить на три уровня. Они могут быть внутриличностными - например, когда кто-то решает, принять ему предложение занять данное рабочее место, или нет; межличностными - например, когда кто-то спорит со своим партнером по поводу того, как потратить деньги; и межгрупповыми,

когда в конфликт вовлекаются общины, регионы, расы и нации. Эта книга, в основном, посвящена межличностным конфликтам.

Невозможно найти двух одинаковых межличностных конфликтов. Каждый из них уникален совокупностью своих атрибутов, к которым относятся место, участники, предметы спора. Но межличностные конфликты, и, фактически, все конфликты, в которых принимают участие люди, определяются одними и теми же характеристиками. Познание этих параметров поможет Вам более эффективно справляться с ролью медиатора при разрешении конфликтов. Описание параметров конфликтов дается в следующем разделе.

Однако сначала необходимо определить несколько терминов, используемых далее. Слово конфликт будет использоваться для описания межличностного спора во всей его полноте. Вся последовательность событий, связанных со спором, - начиная от первых трений между людьми, и до момента разрешения этих трений - будет называться конфликтом. Слово сторона будет относиться к любой личности или группе людей, непосредственно вовлеченных в конфликт. Предметы спора - это вопросы, по которым у сторон существуют разногласия. Любой из тех аспектов, которые одна сторона хочет изменить в своих отношениях с другой стороной, относится к предметам спора.

ШЕСТЬ ПАРАМЕТРОВ МЕЖЛИЧНОСТНЫХ КОНФЛИКТОВ

Для того, чтобы дать наглядное представление о параметрах межличностных конфликтов, рассмотрим типичный школьный спор, тот, который очень хорошо подходит для разрешения посредством медиации.

Роксане и Эми по пятнадцать лет. Хотя они выросли по соседству и знакомы с малых лет, друзьями никогда не были. Сейчас они ходят в одну и ту же школу - Сентрал Хай Скул, и даже посещают одни и те же занятия по английскому.

Около двух месяцев тому, бойфренд Эми, Сидни, неожиданно порвал с ней отношения. Эми это очень задело, поскольку она питала к нему глубокие чувства, и ей очень тяжело было свыкнуться с мыслью, что Сидни уже не "ее" парень. Две недели спустя после разрыва, Эми узнала, что Сидни встречается с Роксаной. Эми сразу же решила, что на решение Сидни о разрыве с ней повлияла именно Роксана. Когда Эми обсудила это со своими друзьями, те поддержали ее теорию. "Открытие" еще больше обострило боль Эми, и способствовало тому, что ее отношение к Роксане быстро переросло в презрение.

Со своей стороны, Роксана не питала к Сидни никакого интереса до тех пор, пока шесть недель тому назад он не подошел к ней на вечеринке. Она не собиралась "уводить" Сидни от Эми; фактически, Роксана не подавала и повода для подобных подозрений до тех пор, пока Сидни ее куда-то не пригласил. После этого Сидни наговорил ей что-то грязное об Эми. и в результате Роксана стала ее избегать.

Однажды Эми заговорила о сложившейся ситуации со своим старшим братом Джо. который знал Сидни. Джо сказал ей, что Сидни давно планировал разрыв, и Роксана здесь не при чем. Какое-то время Эми этому верила, но недолго.

Хотя они теперь уже могли редко видеть друг друга, напряженность в отношениях между девочками нарастала. Об их отношениях стала судачить вся школа. Каждая из девочек слышала от подруг, что соперница хочет с ней подраться. Эми иногда казалось, что Роксана бросает на нее презрительные взгляды. Роксана знала, что Эми распространяет о ней слухи. будто бы она - алкоголичка. Но друг другу своих подозрений они не высказывали.

Но раз в день девочки были вынуждены видеть друг друга - на уроке английского языка. Но и тогда они старались держаться друг от .друга подальше. Однажды учительница сказала, чтобы они работали в паре, и, когда Эми отказалась, Роксана убедила учительницу дать им других партнеров.

Сегодня урок английского, и Эми отвечает у доски. Оборачиваясь к классу, она видит, что Роксана смеется, по-видимому, над ней. Эми это отвлекает, и это сказывается на ее оценке. Она сбита с толку и обозлена. В конце занятия она подходит к Роксане и говорит: Эми: Что-то не так?

Роксана: Да нет, это с тобой, видно, что-то не в порядке? Эми: Что не в порядке, так это то, что ты ...

Роксана: Что ты сказала?

Через секунду Роксана подскакивает к противнице, девочки выкрикивают угрозы и толкают друг друга, до тех пор, пока их не разнимает учительница.

А теперь вернемся к нашим параметрам.

История

Критический момент в конфликте лучше всего рассматривать как результат последовательности предшествующих событий. Межличностные конфликты всегда имеют свою историю: поведение сторон в прошлом, опыт взаимоотношений, разговоры между собой, ощущения, которые, будучи собранными вместе, служат описанием. Как и у интриг из романов, у конфликтов есть свои начало, середина и конец. Их сюжетная линия может длиться годами, днями или часами, - конфликты редко вспыхивают мгновенно.

Конфронтацию между Роксаной и Эми лучше всего понять, обратившись к их истории. Диаграмма этой истории выглядит следующим образом:

  • Эми и Роксана выросли вместе, но друзьями не являются.
  • Сидни порывает с Эми; Роксана уходит с Сидни.
  • Друзья подтверждают подозрения Эми о том, что Роксана увела Сидни.
  • Сидни делится с Роксаной слухами об Эми.
  • Эми разговаривает с братом.
  • Распускаются слухи об алкоголизме; стороны обмениваются неприязненными взглядами.
  • Каждую из девочек подруги "вдохновляют" на драку с противницей.
  • Роксана смеется в тот момент, когда Эми отвечает у доски.
  • Эми сталкивается лицом к лицу с Роксаной и обзывает ее.
  • Первая драка между Эми и Роксаной.

Обычно, межличностные конфликты привлекают внимание окружающих только после того, как они уже продолжаются некоторое время. Например, в данном случае, учительница английского языка наблюдала, как короткий и относительно бессмысленный разговор перерос в драку. И, чтобы понять, почему отношения девочек привели к физической конфронтации, надо обратиться к истории.

Необходимо принять во внимание и те из прошедших событий, которые не имели непосредственного отношения к конфликту. Эми в это утро "провалила" ответ у доски, и была в особенно плохом настроении. Возможно, отец учил Роксану, что от драки никогда не следует уклоняться. Индивидуальные и неизвестные посторонним истории сторон часто "подогревают" конфликт.

Эскалация / Интенсивность

Межличностные конфликты редко представляют собой события изолированные. Обычно они состоят из последовательности действий вовлеченных в конфликт сторон. Как и в разговоре, и в теннисном матче, одна сторона предпринимает действие, вторая - отвечает, первая сторона предпринимает второе действие, и так далее. Каждое действие одной из сторон помогает определить реакцию второй стороны.

И, как результат, уровень напряженности или интенсивность конфликта изменяются. В течение конфликта происходит эскалация или деэскалация напряженности, и иногда это происходит в течение одного "обмена" действиями каждой из сторон. При эскалации конфликта, каждое предпринятое действие, каждое сказанное слово ведет к стрессу сторон (то есть, к их полному моральному истощению от сильного перенапряжения). И, наоборот, при деэскалации, дистресс между сторонами, как и их внутриличностный дистресс, уменьшается. Сравнительная табличка, приведенная ниже, содержит некоторые из контрастирующих между собой характеристик, свойственных эскалации и деэскалации конфликта.

При эскалации конфликта

- Непосредственное общение затруднено и неэффективно

- Стороны говорят больше о недостатках оппонента

- Тенденция к росту болезненных эмоций

- Доверие снижается

- В конфликт вовлекаются посторонние

При деэскалации конфликта

- Непосредственное общение нестабильно и эффективно

- Стороны говорят больше о собственных нуждах

- Тенденция к росту позитивных эмоций

- Доверие постепенно восстанавливается

- В конфликт вовлечены только конфликтующие стороны (и возможно, медиатор)

Одна из ключевых особенностей эскалации состоит в том, что действия сторон часто зеркалят друг друга. Если одна из сторон идет на уступку по одному из предметов спора (и способствует деэскалации конфликта), другая будет более склонна к уступке в ином предмете. Но если действия одной из сторон направлены на эскалацию конфликта, это повышает вероятность того, что вторая сторона ответит тем же. Если Роксана распространяет слухи об Эми, то Эми, вероятно, станет распространять слухи о Роксане. Для достижения победы Эми, возможно, подключит к распространению слухов о Роксане и друзей, что также будет способствовать эскалации конфликта. Таким образом, стороны оказываются в замкнутом цикле и? причин и следствий, из которого достаточно трудно выйти, и который может привести к серьезным последствиям.

Медиация ровесников это надежный способ выражения ровесниками своих подлинных чувств. Гнев используется для скрытия многих иных эмоций. Медиация дает возможность, как выговориться, так и быть услышанными. Этот метод дает шанс остановить насилие до того, как начнется его эскалация.

Медиатор-учащийся старших классов

Конфликт Эми и Роксаны, как и многие другие школьные конфликты, шел по траектории эскалации. Предметом спора, ставшим начальной точкой конфликта, был

дистресс Эми, поскольку Роксана, якобы, "увела" ее экс-бойфренда Сидни. Но эти проблемы с любимым стали только первыми в той последовательности событий, которая вызвала рост интенсивности конфликта.

X - История; У - Эскалация/интенсивность.

1 - Эми и Роксана выросли вместе, но друзьями не являются.

2 - Сидни порывает с Эми; Роксана уходит с Сидни.

3 - Друзья подтверждают подозрения Эми о том, что Роксана увела Сидни.

4 - Сидни делится с Роксаной слухами об Эми.

5 - Эми разговаривает с братом.

6 - Распускаются слухи об алкоголизме; стороны обмениваются неприязненными взглядами.

7 - Каждую из девочек подруги "вдохновляют" на драку с противницей.

8 - Роксана смеется в тот момент, когда Эми отвечает у доски.

9 - Эми сталкивается лицом к лицу с Роксаной и обзывает ее.

10 - Первая драка между Эми и Роксаной.

Часто эскалация конфликтов приводит к такому моменту, когда начальные предметы спора уже забыты, неясны или совершенно незначительны по сравнению с той озабоченностью, которую испытывают стороны по поводу дальнейших действий. Возможно. что к подобному моменту Эми уже больше будет злить не то, что Роксана встречалась с Сидни, а то, что соперница запятнала ее репутацию. Аналогично, гнев Роксаны, вероятно, вызовет уже не то, что Эми распространяла о ней слухи, а то, что та оскорбила ее перед всем классом. Процесс эскалации привносит в конфликт дополнительные предметы спора, которые могут те предметы, которые доминировали на начальном этапе.

Психологические потребности

Третьей характеристикой межличностного конфликта является частная, внутренняя жизнь каждой из сторон. В особенности, это относится к тому, насколько связан конфликт с попытками сторон удовлетворить личностные психологические потребности. На динамике межличностного конфликта внутриличностные особенности отражаются в той же мере, что

и внешние. Для того, чтобы разобраться в этом, нам стоит немного вспомнить элементарную психологию.

Всем нам - независимо от возраста, пола, вероисповедания и культурного наследия -свойственны основные психологические потребности, которые мы стремимся удовлетворить. Так, люди хотят ощущать себя в безопасности, быть любимыми, управлять собственной судьбой, быть связанными с кем-либо или с чем-либо определенными узами, чего-то достигать. Удовлетворение этих потребностей так же естественно для психологического здоровья, как воздух, вода и пища для здоровья физического.

Эта динамика может быть отчетливо отслежена в конфликтах, затрагивающих большие группы, в силу их комплексности и существенного потенциала для эскалации.

Известный психолог Абрахам Маслоу назвал человека желающим животным, поскольку мы постоянно стремимся удовлетворить свои потребности. Как только одна из них удовлетворяется, на ее место заступает другая. Стремление к удовлетворению все более и более изысканных потребностей, утверждает Маслоу - суть социального развития. Этот ученый создал иерархию потребностей, отображенную на приведенном ниже рисунке.

Иерархия потребностей, созданная психологом Абрахамом Маслоу

Думаю, медиация ровесников эффективна, потому что потребность в безопасной школе заложена у каждого глубоко внутри. И эта потребность срабатывает.

Медиатор-учащийся старших класса

При межличностных конфликтах поведение людей часто мотивировано стремлением удовлетворить основные психологические потребности.(б) В нашей истории, огорчение и злость Эми были вызваны тем, что ее "бросил" Сидни. Ее потребности любви, безопасности и контроля над своей судьбой не нашли удовлетворения. Находясь в состоянии дистресса, она убедила себя, что, набросившись на Роксану, может в какой-то степени вернуть потерянные любовь и уважение. Для Роксаны распространение слухов об Эми мотивировалось ее собственными психологическими потребностями. Возможно, она считала, что, если она будет дразнить Эми, ровесникам это понравится, и они пригласят ее в свою группу - это удовлетворило бы ее потребность в принадлежности и безопасности. Или, может быть, она хотела облегчить свое неосознанное чувство вины из-за того, что причинила сопернице столько боли.

Этот третий параметр - психологические потребности - помогает понять, почему для эффективного разрешения конфликтов столь важно учитывать чувство собственного достоинства. Люди с высоким чувством собственного достоинства чувствуют себя уверенно. Они воспринимают свои психологические потребности как естественные, и исходят из того, что эти потребности будут удовлетворены. Такие люди лучше переносят периоды, когда потребности не удовлетворяются; их психика не столь восприимчива к угрозам со стороны других. Если их обзовут ничтожеством, это, хотя и будет им неприятно, не заденет их самооценки. Они исходят из того, что конфронтация - это проблема, относящаяся в равной степени к ним самим и к оппоненту. Люди с высоким чувством собственного достоинства, как правило, стремятся удовлетворять свои потребности, прибегая к методам наиболее непосредственным и социальным.

В то же время, индивидуумы с невысоким чувством собственного достоинства, в течение долгих периодов времени не имеют возможности удовлетворить свои основные психологические потребности. И постепенно они свыкаются с мыслью, что удовлетворение этих потребностей совершенно необязательно. И, подобно голодающему, защищающему свой кусок хлеба, они очень легко провоцируются действиями других, если им кажется, что те посягают на ту малую толику, которую они имеют. Если их обзовут "ничтожеством", они постараются устранить ту угрозу, которую они в этом видят. Люди с невысоким чувством собственного достоинства, как правило, стремятся удовлетворять свои потребности, прибегая к методам опосредованным, поскольку методы непосредственные в прошлом не срабатывали.

Какую же роль играет чувство собственного достоинства в нашем примере? Наверное, у Эми невысокое чувство собственного достоинства, и уход Сидни (на бессознательном уровне) лишь подтвердил ее подозрения, что она нелюбима. Эми хочет восстановить справедливость, и направляет свой законный гнев не на Сидни, а на Роксану, изобретая сценарий, согласно которому именно Роксана виновата в происшедшем разрыве. Если бы у Эми было больше развито чувство собственного достоинства, она, вероятно, не в такой мере сердилась бы на Сидни, и не стала бы искать для своего гнева иного объекта, чем сам Сидни. Кроме того, смех Роксаны во время ответа Эми у доски, вероятно, не привел бы к столь значительному огорчению Эми.

Детонаторы конфликта

Совокупность развития истории, эскалации и психологических потребностей ведет нас к следующей важной характеристике - детонаторам конфликта. Детонатор конфликта -это инцидент, который способствует кристаллизации конфликта, воплощению его в конкретную форму. Как мы уже заметили, спор (или конфликт) может иметь внутриличностную природу, и стороны часто вовлечены в длительную (длящуюся, возможно, неделями или годами), историю трений и взаимонепонимания. Детонаторы конфликта "освобождают" внутренние трения, накопившиеся у сторон, что приводит к явному, а нередко и драматическому выражению конфликта между ними.

В школьной среде детонатором межличностного конфликта может послужить очень многое: замечание, столкновение в узком коридоре, слухи, и даже полное отсутствие контакта. В нашем примере, детонатором конфликта стал смех Роксаны во время ответа Эми у доски.

Это - одна из причин, позволяющих решать конфликты между школьниками посредством медиации. Как правило, ребята вступают в драку не из-за того, что кто-то распускает слухи, обзывает соперника или нечаянно наступает товарищу на кроссовки. Они стараются удовлетворить свои социальные потребности признания или контроля. Если они поймут, что межличностный конфликт не отвечает их потребностям, то, скорее всего, предпримут усилия для его мирного разрешения.

Этот инцидент позволил девочкам освободить всю накопленную ими внутреннюю энергию отрицательных эмоций.

Часто детонатор конфликта не имеет непосредственного отношения к основным предметам спора. По-видимому, тот факт, что Роксана смеялась во время ответа Эми у доски, не имел первостепенного значения для каждой из сторон, и этот небольшой инцидент вполне можно было уладить, если бы стороны имели соответствующее желание. Но бывают случаи, когда детонатор конфликта и источник конфликта совпадают. Если один школьник начинает обзывать другого на почве этнической неприязни, и за этим следует драка, то инцидент-детонатор и основной предмет спора идентичны.

Восприятие

Важным фактором во многих межличностных конфликтах является разрыв между ощущениями сторон и реальностью. Это происходит потому, что восприятие мира и приписывание ему определенных качеств - процесс комплексный и очень субъективный. Если одна школьница проходит с сердитым видом в коридоре мимо второй, последней остается догадываться, - а не кроется ли за этим взглядом осознанная угроза? Может, она угрожает кому-то, кто идет сзади меня? А, может, у нее просто желудок побаливает? Если не задать конкретный вопрос непосредственно "виновнику", настоящую причину узнать довольно трудно. Но, поскольку объем наших ежедневных впечатлений поистине неисчерпаем, невозможно удостовериться в обоснованности каждого из них. Обычно о намерениях других мы можем только предполагать.

Еще больше усложняет процесс тот факт, что люди не являются нейтральными "приёмниками" информации. Все, что воспринимает индивидуум, подлежит фильтрации; фильтрами выступают его убеждения, прошлый опыт, ценности, идеи и предубеждения. Конфликтующие стороны постоянно являются свидетелями одних и тех же фактов, и дают им разную оценку. Подобно легенде о шести слепцах, которые ощупывают различные части тела слона, и каждый из этих людей приходит к различным выводам о природе объекта "исследования": змея (хвост), дерево (нога), блин (ухо), и так далее. Это лишний раз подтверждает, что восприятие - процесс субъективный. Похлопывание по спине может быть воспринято и как жест дружеский, и как жест снисходительный; прозвище может восприниматься и как проявление нежности, и как высмеивание.

Такие различия в восприятии - плодотворная почва для межличностных конфликтов. Например, предположим, что Мэрлин, принимая робость соседа Энджела за равнодушие, не приглашает его на вечеринку у себя дома. Энджел этим задет, и, когда на следующей неделе он видит, как Мэрлин пытается втащить в квартиру тяжелый ящик, помощи ей не предлагает. Это только подтверждает изначальные предположения Мэрлин о характере Энджела, и она решает порвать с ним всякие отношения. Каждое очередное действие вызывает реакцию, и постепенно разгорается конфликт, источником которого стало

обыкновенное взаимонепонимание. И довольно странно, что реакция на каждое действие кажется подтверждением изначального неправильного восприятия.

Конфликту между Эми и Роксаной способствовали, по крайней мере, два различия в восприятии. Первое из них - следующее предположение Эми: раз Роксана начала встречаться с Сидни вскоре после того, как он порвал с Эми, значит, Роксана "увела" Сидни у Эми. Второе: Эми посчитала, что во время ее ответа у доски Роксана смеялась над ней, хотя, на самом деле, причиной смеха Роксаны был рисунок в учебнике.

(7) Такая характеристика, как детонатор конфликта, относится и к конфликтам, затрагивающим большие группы. Вердикт, вынесенный в суде Родни Кинг, стал детонатором волнений, имевших место в Лос-Анджелесе в 1992 году. Эти волнения подогревались трениями, долго остававшимися неразрешенными, и потребностями, не находившими удовлетворения, и были вызваны не только решением суда.

На прошлой неделе у моих друзей вышел спор. Я не хотел принимать участия. Так что, когда они спросили, что же им делать, я рассказал им кое-что из того, что мы обсуждали на тренинге по медиации. Это не только дало им пищу для разговора, но и, в конце концов, помогло решить спор.

Медиатор-учащийся средних классов

Роль "посторонних"

И последняя характеристика межличностных конфликтов - роль, которую играют люди, не являющиеся сторонами. Те, которых мы будем называть "посторонними", могут способствовать эскалации и деэскалации конфликтов, которые не касаются их непосредственно.

Для начала важно понять, что людей мало что привлекает так, как чужие конфликты. Конфликты непредсказуемы и исключительно эмоциональны, и, когда они перерастают в физическое насилие, то представляют собой самую настоящую социальную драму. Когда происходит драка, школьники окружают участников-ровесников и подбадривают их криками. И еще несколько дней школьные коридоры "гудят" от воспоминаний об этой драке. Конфликты вызывают самое примитивное притяжение.

Но причины подобной притягательности конфликтов - не только в том, что кто-то хочет стать зрителем и участником спектакля. Конфликты могут отвечать психологическим потребностям тех, кто не вовлечен в них непосредственно. То, что "посторонние" идентифицируют себя с одной из сторон конфликта, дает им, "посторонним", чувство значимости. Они чувствуют себя к чему-то причастными, чувствуют, что они тоже за что-то борются. Возможно, что, относя себя к стороне, которую они считают правой, "посторонние" также рассчитывают завоевать чье-то расположение.

К сожалению, влияние "посторонних" чаще приводит к эскалации, чем к деэскалации конфликта. В особенности это относится к школам. Поведение школьников в конфликтах в основном мотивируется желанием завоевать одобрение ровесников. Но при этом "посторонние" способствуют эскалации конфликта и другими путями. Они распространяют слухи, вызывающие рост взаимонепонимания и трений между сторонами. Такими заявлениями, как "И ты ей так все спустишь?" и "Тебе надо ее сломать", они "вдохновляют" подругу на драку. Они даже сами вступают в перепалку - возможно, чтобы защитить подругу, возможно, чтобы удовлетворить собственные психологические потребности; в результате идет эскалация конфликта, и создаются дополнительные межличностные трения. Большинство конфликтов, в которые вовлечены большие группы людей, начинаются именно таким образом.

"Посторонние" могут способствовать и деэскалации конфликтов. Прибегая к частным беседам со сторонами, они могут охладить эмоции и помочь сформулировать конструктивные решения. Выражая свое неодобрение по поводу силовых подходов к

разрешению конфликтов, они внушают сторонам мысль, что "хорошо выглядеть" - это не значит драться. "Посторонние" могут выступать неформальными и формальными медиаторами. Чем больше "посторонние" будут пропагандировать эффективные и ненасильственные подходы к разрешению конфликтов, тем больше вероятность того, что это приведет к деэскалации конфликтов.

Мы не можем сказать наверняка, какова же была роль "посторонних" в конфликте между Роксаной и Эми. Но, отзываясь грязно об Эми, Сидни неявным образом подталкивал Роксану к драке с соперницей. А тот энтузиазм, с которым друзья и подруги распространяли (и, наверняка, преувеличивали) слухи о соперницах, способствовал эскалации конфликта.

Знакомство с характеристиками конкретных межличностных конфликтов поможет вам лучше разобраться в них, и будет способствовать более совершенному их разрешению. Но что значит "разрешить" конфликт? И как надо действовать, чтобы достичь разрешения?

ПОДХОДЫ К РАЗРЕШЕНИЮ КОНФЛИКТОВ

Чтобы эффективно разрешить конфликт или спор, необходимо понять правила игры: как играть, чем рискует играющий, и какие цели он перед собой ставит. В организованных конфликтах, таких, например, как игра в баскетбол, все возможные ситуации регулируются подробными правилами. Соответствующую информацию можно получить до игры, и все игроки неявно соглашаются играть по этим правилам.

Но переход от спорта к более приземленным конфликтам невероятно сложен. Заранее оговоренных правил не существует, - правила спонтанно создаются в процессе конфликта. Могут ли стороны привлекать друзей, вспоминать прошлое, критиковать друг друга, не выполнять обязательств, прибегать к насилию? Стороны должны быть готовы к тому, что правила изменятся в любой момент.

И что означает слово "выиграть" в контексте межличностного конфликта? Обычно выигрыш определяется следующим образом: одержание победы в соревновании; достигается за счет усилий. Проще говоря, выигрыш означает получение желаемого. В баскетболе побеждает та команда, которая к окончанию игрового времени наберет больше очков. Но при межличностных конфликтах у каждой из сторон свое понимание победы. Эти определения могут как частично совпадать (каждая из сторон хочет уважительного отношения), так и не совпадать (сторона А хочет восстановить прежние дружеские отношения, а сторона В - нет; сторона А хочет вернуть деньги, а сторона В хочет получить публичные извинения). Иногда стороны даже не знают, чего же они вообще хотят, что составляет выигрыш.

Если правила постоянно меняются, и нет четкого определения выигрыша, как достичь этого выигрыша в межличностном конфликте?

Пределы соревнования

У большинства людей подход к выигрышу в межличностном конфликте аналогичен их подходу к баскетболу. Модель, к которой теоретики игр прибегают для описания соревнований, подобных баскетболу, называется игра с нулевой суммой. Подобная модель предполагает только одного победителя. При этом очки, набираемые одной стороной, означают соответствующую потерю другой. Поскольку определение выигрыша в данном случае дается по отношению к оппоненту, основной целью становится набрать больше очков, чем соперник. Это в данном случае считается более важным, чем количественная и качественная сторона выигрыша. В баскетболе, команда, набравшая к исходу игры больше очков, выигрывает, независимо от того, плохо или хорошо она сыграла, и был ли счет 82:80 или 127:80.

Схема возможных исходов игры с нулевой суммой может быть представлена следующим образом:

продолжение следует...

Комментарии

Алексей      3 Мая 2016

Извините, но где можно найти полную информацию про Пределы соревнования, и где можно найти продолжение?

Оставить комментарий

Ваше имя

Введите символы с картинки

Текст